Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Ивделя
МАОУ СОШ
№1 г.Ивделя
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №1
г.Ивделя
Дата: 2021.07.03 12:34:00
+05'00'
Утверждено
Приказом № ___ от «___» _______20__ года
Директор МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя
__________________________Погудина Ю. А.
Сочинения – рассуждения
на основе прочитанного текста
10-11 класс
Планируемые результаты освоения элективного курса
«Сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»
В ходе изучения данного курса формируются и получают развитие следующие
Метапредметные результаты:
- умение строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение анализировать тексты различных функциональных стилей с точки зрения содержания, композиции, стилевых особенностей;
- умение формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать еѐ;
- умение определять позицию автора;
- умение высказывать свою точку зрения, убедительно еѐ доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- умение излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- умение использовать изобразительно-выразительных средств языка, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач
- умение правильно использовать многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
- умение создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социальнобытовые темы.
Личностные результаты:
- формирование духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению
культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в
разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической
ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений
вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Содержание элективного курса «Сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста»
Основные требования к творческой работе. Критерии и нормативы оценки творческой работы. Оформление работы.
2
Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста-рассуждения. Логика построения текста-рассуждения. Логика
развития мысли в тексте-рассуждении (работа со схемой сочинения-рассуждения) Композиция сочинения-рассуждения.
Вступление в сочинении-рассуждении. Виды вступлений.
Тема текста. Проблема.
Тезис. Правила сохранения тезиса в сочинении-рассуждении. Варианты формулировки тезиса.
Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения. Аргумент. Типы аргументирования. Правила
подбора аргументов (доводов). Иллюстрация доводов примерами. Способы ввода аргументов.
Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции.
Корректное изложение собственного мнения по проблеме.
Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения. Заключение и его виды в сочинении. Обобщения различного
уровня в тексте-рассуждении.
Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения. Средства связи микротем в сочинении-рассуждении. Средства
межфразовых связей в сочинении- рассуждении. Речевые клише.
Речевое оформление сочинения. Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинениярассуждения. Предупреждение речевых ошибок в сочинении. Предупреждение грамматических ошибок в сочинении. Фактические ошибки в
сочинении и как их можно избежать. Анализ и рецензирование выполненных работ.
Анализ текста научно-популярного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам.
Формы организации учебных занятий: уровневая дифференциация, проблемное обучение, информационно-коммуникационные
технологии, здоровьесберегающие технологии, технология дистанционного обучения (участие в творческих конкурсах), индивидуальнообособленная, фронтальная, групповая, коллективная.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Форма контроля: курс следует считать зачтённым, если учащийся посетил не менее 80% занятий и по окончании полугодия, а также
всего курса предоставил зачётную работу в форме сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
При оценке сочинения используется бальная система, принятая при оценивании задания с развернутым ответом (Ч.II задание 27) на ЕГЭ.
10 класс
Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 рабочих недели, итого 34 часа
Преподавание ведётся по учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс // А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. –
8-е изд. – М.: Просвещение 2002
3
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Тема урока
Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе
Функции и языковые особенности различных типов текстов. Сочинение как вид текста
Сочинение – высшая и наиболее трудная форма выражения мысли словами.
Памятка «Советы по написанию сочинения»
Композиция сочинения. План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность,
последовательность речи
План рецензии творческой работы. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на основе
прочитанного текста
Проблемно-тематическая типология сочинений. Порядок работы над сочинениемрассуждением
Вступление и заключение - необходимые элементы сочинения-рассуждения
Композиционная организация сочинения-рассуждения. Виды вступлений
Требования к написанию основной части сочинения-рассуждения
Трудности при написании заключительной части сочинения-рассуждения
Определение проблемы исходного текста
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Рецензирование и редактирование творческих работ
Выявление и формулировка проблем предложенного текста
Выявление и формулировка проблем предложенного текста. Практическая работа №1
Авторская позиция
Авторская позиция
Рецензирование и редактирование творческих работ
Выявление авторской позиции. Практическая работа №2
Аргументация собственных взглядов на поднятую проблему
Аргументация собственных взглядов на поднятую проблему
Рецензирование и редактирование творческих работ
Аргументируем собственную позицию. Практическая работа № 3
Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие
Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие
Изобразительно-выразительные средства языка, их разнообразие
Стилистические ошибки в сочинениях учащихся
4
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
29
30
31
32
33
34
Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок
Классификация речевых и грамматических ошибок
Классификация речевых и грамматических ошибок
Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля
Сочинение-рассуждение на основе исходного текста
Рецензирование и редактирование творческих работ
1
1
1
1
1
1
11 класс
Календарно-тематическое планирование
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 рабочих недели, итого 34 часа
Преподавание ведётся по учебнику Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс // А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. –
8-е изд. – М.: Просвещение 2002
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Тема урока
Основные аспекты анализа текста. Работа с авторским текстом
Основные аспекты анализа текста. Работа с авторским текстом
Тема, проблема, авторская позиция, аргументы
Композиция сочинения. Вступление и его виды
Композиция сочинения. Вступление и его виды. Практическая работа №1
Абзацное членение. Речевые клише
Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Тема и проблема текста
Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Тема и авторская позиция. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Тема и авторская позиция. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. Практическая работа №2
Аргументы. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
Аргументы. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля
Оформление работы. Рецензирование творческих работ
Оформление работы. Рецензирование творческих работ
Редактирование собственной творческой работы
Критерии и нормы оценки задания. Рецензирование творческих работ на основе примеров
5
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
сочинений
Критерии и нормы оценки задания. Рецензирование творческих работ на основе примеров
сочинений.
Анализ текста художественного стиля.
Выявление темы и всех проблем текста.
Авторская позиция. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Анализ текста художественного стиля по разным проблемам
Анализ текста художественного стиля по разным проблемам. Практическая работа № 3
Собственное мнение. Корректное изложение собственного мнения по проблеме
Аргументы. Типы аргументирования. Правила подбора аргументов (доводов)
Иллюстрация доводов примерами. Способы ввода аргументов
Заключение. Виды заключения. Кольцевая композиция. Оформление работ
Особенности текста публицистического стиля. Лингвистический анализ текста публицистического стиля
Особенности текста публицистического стиля. Лингвистический анализ текста публицистического стиля. Практическая работа № 4
Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
Рецензирование и редактирование творческих работ
Особенности текста научно-популярного стиля. Лингвистический анализ текста
Особенности текста научно-популярного стиля. Лингвистический анализ текста
Сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
Рецензирование и редактирование творческих работ
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1