Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Ивделя
МАОУ
СОШ №1
г.Ивделя
Подписано
цифровой
подписью:
МАОУ СОШ №1
г.Ивделя
Дата: 2024.10.29
09:30:51 +05'00'
Утверждено
приказом № 175 от «27» августа 2024 года
Директор МАОУ СОШ №1 г. Ивделя Сташкова И.В.
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы православной культуры»
5-6 классы
1. Планируемые результаты освоения учебного курса «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, Концепцией духовнонравственного развития и воспитания гражданина России преподавание учебного курса «Основы православной культуры» ориентировано на
получение следующих результатов.
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
1.Гражданского воспитания:
- к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе
в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
2.Патриотического воспитания и формирования российской идентичности:
-к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
3.Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей:
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
4.Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания):
- к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное
будущее.
5.Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания):
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
6.Физического воспитания и формирования культуры здоровья:
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
7.Трудового воспитания и профессионального самоопределения:
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
8.Экологического воспитания:
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со
стороны человека;
Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика
следующим образом:
- владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера;
- умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации
неуспеха;
- освоивший формы познавательной и личностной рефлексии;
- умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий;
умеющий использовать знаково-символические средства информации;
- активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения
коммуникативных и познавательных задач;
- использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с
задачами учебного предмета и соблюдающий нормы информационной избирательности, этики и этикета (подготовка рефератов,
выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением);
- овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову;
- овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждения;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения;
- умеющий определять общие цели, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих.
Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика:
- имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и
духовному саморазвитию;
- владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании коструктивных отношений в семье
и обществе;
- понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- знающий историю формирования отечественной культуры;
- имеющий представления о духовных основах русского (государственного) языка, о его истории, о церковнославянском языке как
культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви, как источнике русского и
иных славянских литературных языков, сохраняющих до настоящего времени глубокие историко-культурные традиции, как языке
народного просвещения на протяжении более чем тысячелетней истории русского православия;
- овладевший в наиболее общем объёме, необходимом для чтения, перевода и понимания текстов, церковнославянским языком:
графическими, лексическим, грамматическими и другими особенностями с целью повышения качества знаний русского языка и
литературы, понимания корневых смыслов слов, высокого литературного стиля, понимания надписей на иконах, исторических, летописных,
библейских, молитвенных, богослужебных текстов на церковнославянском языке;
- овладевший навыками чтения и понимания церковнославянских текстов;
- владеющий духовной и историко-культурологической лексикой;
- овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения;
- имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении
российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России;
- имеющий знания о христианстве как самой распространенной мировой религии, его роли во всемирной истории, о влиянии на
формирование западной культуры; об основных направлениях в христианстве, их истории, мировоззренческих и вероучительных
особенностях, влиянии на культуру и быт;
- имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности, о святости, святых,
известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси;
- имеющий представление о Священном Предании, знающий содержание основных текстов священного Писания, раскрывающих
важнейшие этапы спасения человечества;
- знающий основные вехи общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви в контексте отечественной истории;
- знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования;
- имеющий представления о таинствах Церкви;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- понимающий религиозно-философские основания православной культуры;
- знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи. архитектуре, скульптуре, музыке,
декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитьё и др.);
-овладевший основными понятиями сравнительного богословия (о католицизме, протестанизме);
- имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми
нормами;
- осознающий ценность человеческой жизни;
- нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Часть II (основная школа)
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА»
5 класс (34 часа)
Тема 1. «ЯЗЫК И РЕЛИГИЯ» — 4 ч.
Назначение языка. Внешняя и внутренняя речь, Духовность и язык. Священное писание о языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь –
интеллект – воспитание. Философы и народная мудрость о языке, слове, речи.
Происхождение языков. Библейская концепция происхождения языка. Научные гипотезы происхождения языка. Религия и языки.
Многообразие языков. Язык и религия – факторы единства и своеобразия. Пророческие, апостольские, святоотеческий языки.
Тема 2. «РОДНОЙ ЯЗЫК – ОТЕЧЕСТВУ ОСНОВА» —6ч.
Сила и красота русского языка. Писатели о красоте, богатстве и неисчерпаемых возможностей русского языка. Русский язык в поэзии.
Священное Писание в нашей речи. Формы духовности мудрости в речи. Фразеологизмы. Крылатые выражения из Старого Завета и Нового
Завета в русском языке и их значение. Словарный запас русского языка. Духовная русская лексика.
Тема 3. «ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА» — 6 ч.
История русского языка и происхождение духовной лексики. Греческий язык как язык-посредник. А.С. Пушкин о роли греческого
языка в судьбе русского языка. Грецизмы. Латинизмы. Церковнославянский язык в истории славянских народов и русской культуре.
Понятие литературного языка. Славянизмы и русизмы. Высокий литературный стиль.
Святые равноапостольные учителя словенские Мефодий и Кирилл. Византия. Первые миссионерские путешествия святых братьев
Мефодия и Кирилла. Славянская миссия учителей словенских Мефодия и Кирилла. Славянские народы. Славянские языки. История
создания славянской письменности. Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. Назначение славянской азбуки. Кончина и
прославление святых равноапостольных учителей словенских Мефодия и Кирилла. Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в России.
Кириллица, глаголица и русский алфавит. Судьба кириллицы до наших дней. Распространение кириллицы в мире.
Тема 4. «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК» — 18 ч.
Церковнославянская азбука. Азбука и алфавит. Назначение церковнославянского языка. Для чего изучают церковнославянский язык
сегодня. Гражданская азбука и основные изменения в ней. Общее понятие о развитии языка, об орфографической и фонетической эволюции
древнеславянского – церковнославянского – русского языка. Современный русский алфавит. Правила чтения по-церковнославянски. Буквы
ер и ерь.
Дублетные буквы. Буквы есть и ять. Буквы юс малый и я.
Буквы иже и и. Буквы он и омега.
Буквы иже и земля. Буквы ферт и фита.
Буквы ук и ижица. Буквы кси,пси, от.
Понятие о Псалтыри и псалмах. Церковнославянские тексты псалмов. Переложения псалмов русскими поэтами.
Надстрочные знаки. Титла. Ударение тупое (тяжелое) и ударение острое. Облегченное ударение. Придыхание, ерок.
Знаки препинания.
Читаем по-церковнославянски и переводим. Прописные буквы в церковнославянском языке. Евангельские притчи. Символ веры.
Звательный падеж. Молитвы на церковнославянском языке.
Обозначение чисел в церковнославянском языке. Читаем: Десять Заповедей Божиих.
Спаситель о двух наибольших заповедях; заповеди Блаженства.
Обозначение чисел второго десятка. Обозначение десятков, сотен, тысяч.
Чтение по-церковнославянски. Главные православные праздники: Светлое Христово Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты
на церковнославянском языке о двунадесятых праздниках и тропари праздникам. Рождество Пр. Богородицы: Введение во Храм Пр.
Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы. Рождество Христово. Сретение Господне. Преображение Господне. Вход Господень в
Иерусалим. Воскресение Господне – праздников Праздник. Пасха Христова. Вознесение Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой
Богородицы. Воздвижение Креста Господня.
6 класс (34 часа)
Вводный урок. ПРЕДМЕТ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙКУЛЬТУРЫ — 1 ч.
О чем рассказывает история религиозной культуры.
Для чего нужно изучать историю религиозной культуры.
Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВИИ» — 6 ч.
Роль Православия в жизни российского общества. Понятие о культурообразующей религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви. Значение слов «православие» и «ортодоксия». Апостольский, Поместные и Вселенские Соборы.
Борьба с еретическими учениями. Символ веры.
Отделение Римской Церкви. Возникновение протестантской традиции.
Истоки и традиции православного вероучения: суть учения, догматы, понятие о тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное Писание, Священное Предание и окружающий мир. Понятие религиозного чуда. Туринская
плащаница.
Славянское язычество. Появление первых христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и её сын Святослав.
Первые христиане-мученики на Руси: варяги Федор и Иоанн. Святой равноапостольный князь Владимир. Крещение Руси.
Тема 2. «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» — 8 ч.
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира и человека, грехопадение, Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и
явление Троицы, пророк Моисей, получение Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого Завета и Мессии.
Книги Нового Завета. Содержание Евангелия.
Тема 3. «ХРАМ — ДОМ БОЖИЙ» — 7 ч.
Храм как явление общественной жизни россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния собрания и откровения. Устроение Скинии в книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси. Первые христианские храмы, развитие зодчества после крещения Руси. Древнейшие из
сохранившихся храмов в России. Особенности строительства храмов; используемые материалы. Крестово-купольная система. Шатровый
стиль в России. Название основных частей храмового здания.
Внутреннее устроение храма. Символическое значение и назначение частей храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас: расположение
икон на иконостасе, Царские врата, диаконские врата, ярусы (чины). Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм Воскресения Господня в Иерусалиме. Благодатный Огонь над Гробом Господним.
Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в Россию.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок сороков» (о московских храмах). Храмы Московского Кремля.
Тема 4. «РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО» — 9 ч.
Религиозная тематика в искусстве разных народов.
Истоки и своеобразие русской культуры. Творчество русских художников и поэтов на религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и особенности православного искусства. Русская икона, её назначение, содержательные и
изобразительные особенности.
Иконопись на Руси: творческая переработка русскими мастерами византийских традиций.
Предание о первой иконе: Спас Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые иконы Богоматери.
Иконография Богородичных икон. Иконографические типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: Владимирская, Казанская, Новгородская и Курская Коренная икона «Знамение»,
Державная, Донская иконы Божией Матери.
Иные виды православного искусства: фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. «АГИОГРАФИЯ» — 3 ч.
Что такое «агиография»? Жития святителя Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца.
Жития святого благоверного Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел
Основы
духовности
языка
Кол-во
часов
34
Темы
5 класс
Кол-во
часов
Тема 1. Язык и религия.
Назначение языка. Внешняя и внутренняя
речь, Духовность и язык. Священное писание о
языке. Язык и речь. Взаимосвязь: речь –
интеллект – воспитание. Философы и народная
мудрость о языке, слове, речи.
Происхождение
языков.
Библейская
концепция происхождения языка. Научные
гипотезы происхождения языка. Религия и
языки. Многообразие языков. Язык и религия –
факторы единства и своеобразия. Пророческие,
апостольские, святоотеческий языки.
4
Тема 2. Родной язык-отечеству основа.
6
Сила и красота русского языка. Писатели о
красоте,
богатстве
и
неисчерпаемых
возможностей русского языка. Русский язык в
поэзии. Священное Писание в нашей речи.
Формы
духовности
мудрости
в
речи.
Фразеологизмы. Крылатые выражения из
Старого Завета и Нового Завета в русском языке
и их значение. Словарный запас русского языка.
Духовная русская лексика.
Тема 3. Из истории русского языка.
6
Основные
виды
деятельности
Основные
обучающихся (на уровне универсальных направления
учебных действий)
воспитатель
ной
деятельности
Приобретают представления о духовных 3,4
основах русского (государственного) языка.
Учатся устанавливать взаимосвязь между
речью, интеллектом и воспитание.
Знакомятся с библейской концепцией
происхождения языка и научной гипотезой
происхождения.
Знакомятся с разнообразием языков,
устанавливают
факторы
единства
и
своеобразия языка и религии.
Получают представления о силе и красоте 1,4
русского языка.
Знакомятся с высказываниями писателей о
богатстве и неисчерпаемых возможностях
русского языка.
Узнают о Священном писании.
Знакомятся с крылатыми выражениями из
Старого и Нового завета и их значении.
Получают представление о духовной
русской лексике.
Знакомятся с историей русского языка и 2,4
История русского языка и происхождение
духовной лексики. Греческий язык как языкпосредник. А.С. Пушкин о роли греческого
языка в судьбе русского языка. Грецизмы.
Латинизмы. Церковнославянский язык
в
истории славянских народов и русской
культуре. Понятие литературного языка.
Славянизмы и русизмы. Высокий литературный
стиль.
Святые
равноапостольные
учителя
словенские Мефодий и Кирилл. Византия.
Первые миссионерские путешествия святых
братьев Мефодия и Кирилла. Славянская миссия
учителей словенских Мефодия и Кирилла.
Славянские народы. Славянские языки. История
создания славянской письменности. Кирилл и
Мефодий – создатели славянской азбуки.
Назначение славянской азбуки. Кончина и
прославление
святых
равноапостольных
учителей словенских Мефодия и Кирилла.
Почитание свв. Мефодия и Кирилла в мире и в
России. Кириллица, глаголица и русский
алфавит. Судьба кириллицы до наших дней.
Распространение кириллицы в мире.
происхождение духовной лексики.
Узнают роль греческого языка в судьбе
русского языка.
Знакомятся с понятием литературного языка.
Узнают о жизни святых равноапостольных
учителей Мефодии и Кирилле; об их
миссионерских путешествиях, о создании
славянской азбуки и ее значении.
Закрепляют
ранее
полученные
представления о кириллице, глаголице и
русском алфавите.
Тема 4. Церковнославянский язык.
18
Церковнославянская азбука. Азбука и
алфавит.
Назначение
церковнославянского
языка. Для чего изучают церковнославянский
язык сегодня. Гражданская азбука и основные
изменения в ней. Общее понятие о развитии
языка, об орфографической и фонетической
эволюции
древнеславянского
–
Получают
представление
о 3,4
церковнославянской азбуке.
Формируют представление о назначении
церковнославянской азбуке.
Знакомятся с понятиями: «псалтырь»,
«псалмы».
Узнают
о
развитии
языка,
об
орфографической и фонетической эволюции
церковнославянского
–
русского
языка.
Современный русский алфавит. Правила чтения
по-церковнославянски. Буквы ер и ерь.
Дублетные буквы. Буквы есть и ять.
Буквы юс малый и я.
Буквы иже и и. Буквы он и омега.
Буквы иже и земля. Буквы ферт и фита.
Буквы ук и ижица. Буквы кси,пси, от.
Понятие о Псалтыри и псалмах.
Церковнославянские
тексты
псалмов.
Переложения псалмов русскими поэтами.
Надстрочные знаки. Титла. Ударение
тупое
(тяжелое)
и
ударение
острое.
Облегченное ударение. Придыхание, ерок.
Знаки препинания.
Читаем
по-церковнославянски
и
переводим.
Прописные
буквы
в
церковнославянском
языке.
Евангельские
притчи. Символ веры. Звательный падеж.
Молитвы на церковнославянском языке.
Обозначение чисел в церковнославянском
языке. Читаем: Десять Заповедей Божиих.
Спаситель о двух наибольших заповедях;
заповеди Блаженства.
Обозначение чисел второго десятка.
Обозначение десятков, сотен, тысяч.
Чтение по-церковнославянски. Главные
православные праздники: Светлое Христово
Воскресение и двунадесятые праздники. Тексты
на церковнославянском языке о двунадесятых
праздниках и тропари праздникам. Рождество
Пр. Богородицы: Введение во Храм Пр.
Богородицы. Благовещение Пр. Богородицы.
древнеславянского0церковнославянскогорусского языка.
Овладевают навыками чтения и понимания
церковнославянских текстов.
Знакомятся с обозначением чисел
в
церковнославянском языке.
Изучают главные православные праздники.
Рождество Христово. Сретение Господне.
Преображение Господне. Вход Господень в
Иерусалим. Воскресение Господне – праздников
Праздник.
Пасха
Христова.
Вознесение
Господне. Пятидесятница. Успение Пресвятой
Богородицы. Воздвижение Креста Господня.
Итого
Основы
православно
й культуры
34
34
Вводный урок. Предмет основы
православной культуры.
О чем рассказывает история религиозной
культуры.
Для чего нужно изучать историю
религиозной культуры.
34
1
Тема 1. Что мы знаем о православии.
6
Роль Православия в жизни российского
общества. Понятие о культурообразующей
религии. Государство и Церковь.
Возникновение Православной Церкви.
Значение слов «православие» и «ортодоксия».
Апостольский, Поместные и Вселенские
Соборы. Борьба с еретическими учениями.
Символ веры.
Отделение
Римской
Церкви.
Возникновение протестантской традиции.
Истоки
и
традиции
православного
вероучения: суть учения, догматы, понятие о
тринитарном учении и христологии.
Источники знаний о Боге: Священное
Писание, Священное Предание и окружающий
мир. Понятие религиозного чуда. Туринская
плащаница.
Формируют представление
православной культуры.
об
основах 1,3
Узнают о роли Православия в жизни 3,4
российского
общества,
как
о
культурообразующей религии.
Знакомятся со значением слов «православие»
и «ортодоксия».
Формируют представление о символах веры,
об истоках и традиции православного
вероучения.
Изучают источники знания о Боге.
Знакомятся с понятием религиозного чуда.
Формируют представление о славянском
язычестве.
Узнают о первых христианах на Руси и
христианах-мучениках.
Славянское язычество. Появление первых
христиан на Руси.
Святая равноапостольная княгиня Ольга и
её сын Святослав.
Тема 2. Священное писание.
8
Библия: история создания, композиция.
Книги Ветхого Завета и книги Нового
Завета. Канон.
Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира
и человека, грехопадение, Каин и Авель,
всемирный потоп, Содом и Гоморра, Авраам и
явление Троицы, пророк Моисей, получение
Моисеем Заповедей Божиих, пророки Ветхого
Завета и Мессии.
Книги
Нового
Завета.
Содержание
Евангелия.
Знакомятся с Библией, с историей ее
создания и составом Священного Писания.
Формируют представление книгах Ветхого
Завета и Нового Завета.
Узнают о сюжетах Ветхого Завета:
сотворение мира и человека, грехопадение,
Каин и Авель, всемирный потоп, Содом и
Гоморра, Авраам и явление Троицы, пророк
Моисей, получение Моисеем Заповедей
Божиих, пророки Ветхого Завета о Мессии.
Изучают содержание Евангелия.
Тема 3. Храм – дом Божий.
7
Храм как явление общественной жизни
россиян.
Назначение храма. Разновидности храмов.
Прообраз храма — ветхозаветная Скиния
собрания и откровения. Устроение Скинии в
книге «Исход».
Древнее культовое зодчество на Руси.
Первые
христианские
храмы,
развитие
зодчества после крещения Руси. Древнейшие из
сохранившихся храмов в России. Особенности
строительства
храмов;
используемые
материалы.
Крестово-купольная
система.
Шатровый стиль в России. Название основных
частей храмового здания.
Рассматривают
храм
как
явление 4,5
общественной жизни россиян.
Изучают назначение, разновидности храмов.
Знакомятся
с
прообразом
храма
–
ветхозаветная
Скиния
собрания
и
откровения.
Получают
представление
о
древнем
культовом зодчестве на Руси, о первых
христианских храмах, развитии зодчества
после Крещения Руси. Знакомятся с
внутренним устроением храма, с храмовыми
предметами и их назначением.
Узнают о святынях-храмах православного
мира. Изучают храмы Московского Кремля.
3,4
Внутреннее
устроение
храма.
Символическое значение и назначение частей
храма. Алтарь. Его устроение. Иконостас:
расположение икон на иконостасе, Царские
врата, диаконские врата, ярусы (чины).
Храмовые предметы и их назначение.
Святыни-храмы православного мира. Храм
Воскресения
Господня
в
Иерусалиме.
Благодатный Огонь над Гробом Господним.
Доставление Благодатного огня, в мае 1992 г. в
Россию.
Новый Иерусалим.
История возникновения выражения «сорок
сороков» (о московских храмах). Храмы
Московского Кремля.
Тема 4. Религиозное искусство.
9
Религиозная тематика в искусстве разных
народов.
Истоки и своеобразие русской культуры.
Творчество русских художников и поэтов на
религиозные темы.
Церковное искусство. Назначение и
особенности православного искусства. Русская
икона, её назначение, содержательные и
изобразительные особенности.
Иконопись
на
Руси:
творческая
переработка русскими мастерами византийских
традиций.
Предание
о
первой
иконе:
Спас
Нерукотворный.
Русские иконописцы: Алипий, Феофан
Грек, Андрей Рублёв и другие. Особенности
Получают представление о религиозной
2,4
тематике в искусстве разных народов.
Знакомятся с истоками и своеобразием
русской культуры, с творчеством русских
художников и поэтов на религиозные темы.
Знакомятся с понятием церковное искусство,
назначением и особенностями православного
искусства.
Изучают иконопись на Руси, русских
иконописцев и особенности иконотворчества.
Узнают о чудотворных иконах Пресвятой
богородицы.
Знакомятся с
видами православного
искусства и их символами
иконотворчества. Представление об исихазме.
Разнообразие Богородичных икон. Первые
иконы Богоматери.
Иконография
Богородичных
икон.
Иконографические типы: Оранта, Одигитрия,
Елеуса, Панахранта, Агиосаритисса.
Чудотворные
иконы
Пресвятой
Богородицы:
Владимирская,
Казанская,
Новгородская и Курская Коренная икона
«Знамение», Державная, Донская иконы Божией
Матери.
Иные виды православного искусства:
фреска, мозаика, церковное пение.
Символы православного искусства.
Тема 5. Агтография.
3
Что такое «агиография»? Жития святителя
Николая Чудотворца и великомученика Георгия
Победоносца.
Жития святого благоверного Александра
Невского и преподобного Сергия Радонежского.
Жития
преподобного
Серафима
Саровского и святого праведного Иоанна
Кронштадтского.
Итого
68
68
Знакомятся с понятием «агиография».
3,
Изучают жития святителей,
великомучеников, благоверных, преподобных
и праведных.