Учебный план АООП НОО для детей с ОВЗ (РАС, 8.2)

Подписано цифровой

МАОУ СОШ
МАОУ СОШ подписью:
№1 г.Ивделя
2021.10.20 16:45:46
№1 г.Ивделя Дата:
+05'00'

Учебный план для обучающихся с РАС (8.2)
АООП НОО обучающихся с РАС может включать как один, так и несколько
учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с РАС, которые в силу
особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы
образования).
Учебный план обеспечивает в случаях предусмотренных законодательством
Российской Федерации в области образования возможность обучения на государственных
языках субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, и
устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.2.) обучающимися с РАС составляют 5 лет
или 6 лет (включая один первый или два первых дополнительных класса).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней.
Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования
составляет 34 недели, в 1 и первых дополнительных классах
— 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и первых дополнительных
классах устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность учебных занятий составляет 35 - 40 минут (по решению
образовательной организации). При определении продолжительности занятий в 1-х
классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре,
октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение» может корректироваться
в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей
обучающихся с РАС.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный
язык», в результате изучения которого у обучающихся с РАС будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут
начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного
общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают
личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
«Иностранный язык» начинается с 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на
коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение
пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного обучающегося.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые
занятия – 35-40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет не может составлять более 3732
часов, за 6 лет – более 4478 часов.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, на ступени начального общего
обучения составляет − 1680 часов (2016 часов за 6 лет), из них не менее 850 ч. (1010 ч. за 6
лет) приходится на коррекционно-развивающее направление.
Учебный план МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя – нормативный
документ,определяющий объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных
предметов.
Учебный план МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя разработан в соответствии с:
– приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 «Об
утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от
26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060,от 29.12.2014 № 1643);
– приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
–СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г.
№ 26).
Учебный план является основным механизмом реализации АООП НОО
обучающихся с РАС.
Учебный план определяет:
 структуру обязательных предметных областей: Русский язык и литературное
чтение,Родной язык и литературное чтение на родном языке, Иностранный язык,
Математика и информатика, Обществознание и естествознание (окружающий мир),
Основы религиозных культур и светской этики, Искусство, Технология, Физическая
культура;

учебное время, отводимое на изучение предметов по классам (годам) обучения;
общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;
перечень направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения);
коррекционно-развивающую область.
Состав и структура обязательных предметных областей, реализуемых учебным
планомМАОУ СОШ № 1 г. Ивделя





№
Предметные области
п/п
1 Русский язык и
Русский язык

литературное
чтение
2 Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

Литературное чтение

3 Иностранный язык
4 Математика и
информатика
5 Обществознание и

Иностранный язык
Математика

естествознание
(Окружающий мир)

Предметы
Обязательная часть

Родной язык
Литературное чтение на родном языке

Окружающий мир

6 Основы

Основы религиозных культур и светской этики

религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное искусство
Музыка
8 Технология
Технология
9 Физическаякультура Физическая культура
7 Искусство

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены в таблице:
№ п/п Предметные области
1

2

3

4

5

6

Основные задачи реализации содержания предметных
областей
Русский язык и
Формирование первоначальных представлений о русском
литературное чтение языке как государственном языке Российской Федерации, как
средстве общения людей разных национальностей в России и
за рубежом. Развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи, коммуникативных умений,
нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.
Родной язык и
Формирование первоначальных представлений о единстве и
литературное чтение многообразии языкового и культурного пространства России,
на родном языке
о языке как основе национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи
на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности
на родном языке.
Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к
носителям другого языка на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с детским фольклором и
доступными образцами детской художественной литературы,
формирование начальных навыков общения в устной и
письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на
иностранном языке.
Математика и
Развитие
математической
речи,
логического
и
информатика
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Обществознание и Формирование
уважительного
отношения
к
семье,
естествознание
населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
(Окружающий мир) природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели безопасного
поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основы религиозных Воспитание
способности
к
духовному
развитию,
культур и светской нравственному
самосовершенствованию.
Формирование

этики

7

8

9

первоначальных представлений о светской этике, об
отечественных традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России.
Искусство
Развитие
способностей
к
художественно-образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению в
творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Технология
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием
знаний, полученных при изучении других учебных предметов,
формирование
первоначального
опыта
практической
преобразовательной деятельности.
Физическая культура Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных умений
саморегуляции
средствами
физической
культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Учебный план АООП НОО с учётом особенностей развития детей с РАС
по организации индивидуального обучения
По медицинским показателям детям, которые не могут обучаться непосредственно
в образовательной организации рекомендовано индивидуальное обучение.
Основанием для организации индивидуального обучения является заявление
родителей и медицинское заключение ГПМПК.
Организация учебной деятельности регламентируется индивидуальным учебным
планом по предмету и расписанием занятий, которые разрабатываются образовательной
организацией самостоятельно.
Индивидуальный учебный план и расписание занятий составляются на основании
недельной
учебной
нагрузки,
согласовываются
с
родителями
(законными
представителями) и утверждаются директором щколы.
Рекомендация ГПМПК о переводе на индивидуальное обучение не является
основанием для исключения обучающихся из процесса социализации и коммуникации. В
связи с этим по заявлению родителей (законных представителей) обучающимся
предоставляется возможность посещения индивидуальных занятий в здании школы.
По решению школьного ПМПк для осуществления успешной адаптации,
социализации, увеличения ресурса самостоятельности обучающиеся с РАС могут
посещать дополнительные уроки с классом. В первую очередь, предпочтение отдаётся
предметам, на которых обучающийся может максимально быстро адаптироваться за счёт
включения в значимую для него деятельность (уроки физкультуры, технологии, музыки,
изобразительной деятельности). Кроме того, большое значение имеет посещение
различных внеурочных мероприятий (творческие и спортивные акции, праздники,
экскурсии и др.)
Организация индивидуального обучения рекомендована, прежде всего,
обучающимся с РАС, для которых характерны ярко выраженные формы дезадаптивного
поведения, нарушения мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер,
сочетающиеся с когнитивными нарушениями различной степени выраженности (задержка
психического развития, умственная отсталость). Такие обучающиеся испытывают
наибольшие затруднения в социальном взаимодействии и адаптации, сложности в

использовании различных средств коммуникации. У большинства школьников с РАС
отмечается грубаяасинхрония развития, которая, чаще всего, проявляется наличием
несоответствиямежду уровнями развития вербального и невербального интеллекта.
Наряду с этим наблюдаются специфические особенности восприятия, такие как гипо- и
гиперсензитивность в рамках одной или нескольких модальностей. Также дети с РАС
испытывают затруднения в понимании эмоций, желаний, поведения и чувств
окружающих. Вышеперечисленные особенности негативно сказываются на формировании
базовых учебных навыков обучающихся с РАС, а также способности к обобщению,
переносу и использованию знаний, умений и навыков в новой ситуации.
Увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных
учебных предметов и на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, проводится в пределах максимально допустимой нагрузки в соответствии с
санитарно-гигиеническими требованиями.
Учебный план для обучающихся с РАС МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя
(индивидуальное или надомное обучение, 5 лет)
Предметные
области

Классы

Учебные
предметы
I
Обязательная часть

Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и
естествознание
(окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Технология
Физическая
культура

Русский язык

4

Литературное чтение

4

I
IV
доп. II
III
Количество часов
4
4
4
4
4

4

4

3

Всего

20
19
2,5

Родной язык *

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Литературное чтение
на родном языке *

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

Иностранный язык

-

-

2

2

2

6

4

4

4

4

4

20

Математика

10
2
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики

2

2

2

2

1
–

–

–

-

1

Музыка

1

1

1

1

1

5

ИЗО

1

1

1

1

1

5

Технология

1

1

1

1

1

5

3

3

3

3

15

Физическая культура

3

ИТОГО \ Максимально допустимая
недельная аудиторная нагрузка при 5дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
(спортивнооздоровительное, общеинтеллектуальное,
общекультурное,
духовно–нравственное,
социальное
направления)
Коррекционно-развивающая область

21

21

23

23

23
25

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

25
Таблица 14.

Предметные
области

Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознани
еи
естествознание
(окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

учебные
предметы

Всего

Количество часов в год

классы
Обязательная
часть
Русский язык
132
Литературное
132
чтение

I

Родной язык *

17

17

17

17

17

16

16

17

17

17

-

-

68

68

68

132
132

Литературное
чтение на
родном языке *
Иностранный
язык
Математика

I доп.

132

66

Технология
Физическая
культура

Итого
Максимально допустимая годовая
аудиторная нагрузка при 5-дневной
учебной неделе

66

–

III

136

136

136

33

33

33

33

33

99

99

136

68

–

33

IV

136

136

132

Окружающий
мир
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Музыка
Изобразительное
искусство

II

–

638

102

136

68

68

672

136

-

34

34

34

34

34

34

34

34

102

102

34
34
102

85
83

204
672

336

34
168
168
168
504

693

782

782

782

3732

693 693

782

782

782

3732

693

Внеурочная
деятельность
(спортивно-оздоровительное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное,
духовно–нравственное, социальное
направления)
Коррекционно-развивающая
область

165 165

170

170

170

840

165 165

170

170

170

840

Учебный план для обучающихся с РАС МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя
(индивидуальное или надомное обучение, 6 лет)
Таблица 15.
Предметные
Классы
Учебные
области
предметы
I
I
IV Всего
I
доп. доп.
II
III
Обязательная часть
Количество часов
Русский язык и
4
4
4
24
Русский язык
4
4
4
литературное
3
22
чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
4
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Технология

Родной язык *

0.5

0.5

0,5

0,5

0,5

0,5

3

Литературное чтение
на родном языке *

0.5

0.5

0,5

0,5

0,5

0,5

3

0

0

0

2

2

2

6

Иностранный язык
Математика

4

4

4

4

4

4
2

2
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики

2

2

2

24
12

2
1

1

0

0

0

0

0

Музыка

1

1

1

1

1

1

6

ИЗО

1

1

1

1

1

1

6

Технология

1

1

1

1

1

1

6

3

3

3

3

3

3

18

21

23

132

21

23

23

21

Физическая
культура
Физическая культура
ИТОГО \ Максимально допустимая
недельная аудиторная нагрузка при 5дневной учебной неделе

Внеурочная деятельность
(спортивнооздоровительное, общеинтеллектуальное,
общекультурное,
духовно–нравственное,
социальное
направления)
Коррекционно-развивающая область

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

30

5

30

Таблица 16.
Предметные
области

Классы

Учебные
предметы
I
Обязательная часть

Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство

Технология

I
I
доп. доп.
II
III
Количество часов в год

IV

Всего

Русский язык

132

132

132

136

136

136

804

Литературное чтение

132

132

132

136

136

136

804

Родной язык *

16

16

16

17

17

17

99

Литературное чтение
на родном языке *

17

17

17

17

17

17

102

0

0

68

68

68

204

Иностранный язык

0
132

132

132

136

136

136

804

Математика

402
66
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики

66

66

68

68

68

17
0

0

0

0

0

17

Музыка

33

33

33

34

34

34

201

ИЗО

33

33

33

34

34

34

201

Технология

33

33

33

34

34

34

201

99

99

99

102

102

102

603

693

693

693

782

782

782

4425

165

165

165

170

170

170

1005

165

165

165

170

170

170

1005

Физическая
культура
Физическая культура
ИТОГО \ Максимально допустимая
годовая аудиторная нагрузка при 5дневной учебной неделе
Внеурочная деятельность
(спортивнооздоровительное, общеинтеллектуальное,
общекультурное,
духовно–нравственное,
социальное
направления)
Коррекционно-развивающая область

* - предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена учебными предметами «Родной язык» и «Литературное чтение на родном
языке» на основании заявлений родителей (законных представителей) о выборе в качестве
родного языка – русского язык и реализуются по 0,5 часов в неделю за счет части,
формируемой участниками образовательных отношений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».