МАОУ СОШ
№1 г.Ивделя
Принято:
Педагогическим советом Муниципального
автономного
обгцеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы №1 г. Неделя
Протокол № 6 от 20.05-.2019г
Подписано цифровой
подписью: МАОУ СОШ №1
г.Ивделя
Дата: 2021.03.15 09:16:06 +05'00'
Утверждено:
Директором
Муниципального
автономного
обгцеобразовательного
учреждения
средней
щательгиш школы №1 г. Педеля
9. 2019г
Ю. А. Погудина
Положение о внутр
в Муниципальном автономном об
общеобразовательной
'
'
'
ле
реждении средней
вделя
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле в Муниципальном автономном
образовательном учреждении средней общеобразовательной школы №1 г. Ивделя (далее Положение) разработано в соответствии с:
• Законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 1 ч. 3 ст. 28, ст. 29, 30);
• федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.
№ 373;
• федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.
№ 1897;
• федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного)
общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 мая
2012 г. №413;
• федеральным компонентомгосударственного образовательного
стандарта,
утвержденным приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089;
• федеральным
базисным учебным
планом,
утвержденным приказом
Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312;
• Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
общеобразовательным
программам,
утвержденным
приказом
Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015;
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными
постановлением Главного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
• Уставом ОО.
1.2. Настоящее Положение определяет содержание внутришкольного контроля (ВШК) в
Муниципальном автономном образовательном учреждении средней общеобразовательной
школы №1 г. Ивделя (далее - МАОУ СОШ №1 г. Ивделя, образовательная организация),
регламентирует порядок его организации и проведение уполномоченными лицами.
1.3. Положение о ВШК разрабатывается и утверждается в ОО в установленном порядке.
1.4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или)
дополнения.
2. Цели, задачи и принципы ВШК
2.1. Главной целью ВШК в МАОУ СОШ №1 г. Ивделя является создание условий для
эффективного функционирования образовательной организации, обеспечения ее
конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
2.2. Задачи ВШК:
• оптимизация структуры управления образовательной организацией;
•
обеспечение непрерывного профессионального развития кадров образовательной
организации;
• своевременное выявление и анализ рисков образовательной деятельности
образовательной организации;
• создание условий для обеспечения положительной динамики качества
образовательных результатов учащихся.
2.3. Независимо от направления в процедурах ВШК реализуются принципы:
• планомерности;
• обоснованности;
• полноты контрольно-оценочной информации;
• открытости;
• результативности;
• непрерывности.
2.4. Ежегодному обязательному планированию подлежит ВШК реализации ООП в рамках
проведения внутренней оценки системы качества образования.
2.5. ВШК ресурсного обеспечения образовательной деятельности проводят в объеме,
необходимом для подготовки отчета о самообследовании.
3. Структура ВШК
3.1. Функции ВШК:
• информационно-аналитическая;
• контрольно-диагностическая;
• коррективно-регулятивная;
• стимулирующая.
3.2. Направления ВШК:
• соблюдение действующего законодательства;
• соблюдение устава, Правил внутреннего распорядка, локальных нормативных
актов;
• процесс и результаты реализации ООП;
• эффективность дополнительных образовательных услуг;
• качество ресурсного обеспечения образовательной деятельности.
3.3. Субъекты ВШК:
• руководитель образовательной организации и его заместители;
• должностные лица согласно должностным инструкциям;
• педагоги.
3.4. Содержание ВШК:
•
выполнение Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации», в части обязательности основного общего образования.
•
использование методического обеспечения в образовательном процессе;
•
реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов,
соблюдение утвержденных учебных графиков;
•
ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради
учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
•
соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных
актов школы;
•
качество ведения образовательного процесса, содержание и методическое
обеспечение учебных занятий;
•
соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся
и текущего контроля их успеваемости;
•
работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
•
•
•
•
•
•
реализация воспитательных программ и их результативность;
организация питания и медицинского обслуживания школьников;
охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
контроль за состоянием УМК;
выполнение требований санитарных правил.
4. Виды и методы ВШК
4.1. ВШК может быть плановым и оперативным. В плановом и оперативном контроле
различают виды ВШК: тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного
вопроса, одного направления деятельности в практике работы коллектива, подразделения,
группы, одного учителя или классного руководителя), фронтальный или комплексный
(всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя по двум или более
направлениям деятельности).
4.2. Формы ВШК:
• классно-обобщающий;
Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
учебно-воспитательного процесса в том или ином классе. В ходе контроля
изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе:
• деятельность всех учителей;
• включение учащихся в познавательную деятельность;
• привитие интереса к знаниям;
• уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
• стимулирование
потребностей
в
самообразовании,
самоанализе,
самосовершенствовании, самоопределении;
• сотрудничество учителя и учащихся;
• выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
• владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации
обучения;
• дифференциация и индивидуализация обучения;
• работа с родителями и учащимися;
• воспитательная работа;
• социально-психологический климат в классном коллективе.
Классы для проведения контроля определяются по результатам анализа по итогам
учебного года, полугодия или четверти. По результатам классно-обобщающего
контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, классные
часы, родительские собрания.
• тематический;
Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.
Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации,
дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня
сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной
деятельности обучающихся и другие вопросы.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния
дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику
технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта
мастеров педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с проблемно-ориентированным
анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями
развития образования в городе, регионе, стране.
•
•
•
Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками,
целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.
В ходе тематического контроля:
• проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
• осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного
воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций,
учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков,
секций; анализ школьной и классной документации.
По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на
совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества
знаний, уровня воспитанности и развития учащихся. Результаты тематического
контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.
предметно-обобщающий;
Контроль за формированием система знаний, умений и навыков у учащихся по
конкретному предмету, изучение вопросов преемственности в обучении и др.
(например, контролируются учителя, ведущие один предмет с 5 по 11 класс).
Контролю подвергаются учителя, ведущие один предмет по конкретной теме
(проблеме).
обзорный;
Контроль за отдельными вопросами образовательной деятельности в целом
(состояние школьной документации; состояние трудовой дисциплины учителей;
состояние учебно-технического оборудования; состояние учебных кабинетов на
конец учебного года; обеспеченность учащихся учебной литературой и др.).
персональный.
Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного учителя. В ходе персонального контроля комиссия
изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его
квалификации, профессионализму и продуктивности:
• уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной
физиологии;
• соответствие содержания обучения базовому компоненту преподаваемого
предмета, современной методике обучения и воспитания;
• умения создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
• умение использовать в практической деятельности широкий набор методов,
приемов и средств обучения; элементарные методы и средства
педагогической
диагностики;
основные
формы
дифференциации
контингента обучающихся; основные методы формирования и развития
познавательной и коммуникативной культуры обучающихся;
• уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
• уровень подготовки учащихся;
• сохранение контингента учащихся.
При оценке деятельности учителя учитывается:
• выполнение государственных программ в полном объеме;
• уровень знаний, умений, навыков учащихся;
• степень самостоятельности учащихся;
• дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
• совместная деятельность учителя и ученика;
• наличие положительного эмоционального микроклимата;
• умение отбирать содержание учебного материала;
• способность к анализу педагогических ситуаций;
• умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт.
При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
• знакомиться с документацией в соответствии с должностными
обязанностями учителя (тематическим планирование, поурочными планами,
классным журналом, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами
родительских собраний, планами воспитательной работы);
• изучить практическую деятельность педагогических работников школы
через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
• анализировать статистические данные о результатах педагогической
деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.);
• анализировать результаты методической, опытно -экспериментальной
работы учителя;
• выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах,
выставках, конференциях и т.д.;
• организовать
социологические,
психологические,
педагогические
исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
• делать выводы и принимать управленческие решения.
4.3. Методы ВШК:
Экспертиза документов:
• локальных нормативных актов;
• программно-методической документации педагогических работников;
• учебной документации обучающихся;
• журнала успеваемости;
• журнала внеурочной деятельности/факультативов;
• дневников учащихся.
Посещение/просмотр видеозаписи учебных занятий и мероприятий:
• уроков;
• курсов внеурочной деятельности;
• внеурочных мероприятий.
Изучение мнений:
• индивидуальные беседы;
• анкетирование.
Диагностики/контрольные срезы:
• административные контрольные письменные работы;
• онлайн-тесты.
5. Порядок проведения ВШК
5.1. ВШК в ОО осуществляется:
• в соответствии с годовым планом работы ОО;
• на основании обращений участников образовательных отношений.
5.2. ВШК осуществляет директор школы и заместители директора по учебно
воспитательной и воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В
качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные)
организации и отдельные специалисты, учителя высшей категории. Директор издает
приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления
итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и
должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов
контроля для подготовки итоговой справки.
5.3. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля.
5.4. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор
и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей
школы без предварительного предупреждения.
5.5. Основаниями для проведения контроля могут быть:
• заявление педагогического работника на аттестацию;
• плановый контроль;
• проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
• результаты контрольно-диагностических мероприятий;
• обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области
образования.
5.6. Проверяемый педагогический работник имеет право:
• знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
• знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
• своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
• обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
5.7. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел:
• Проводятся
заседания
педагогического
или
методического
советов,
административные совещания с педагогическим составом;
• Результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических
работников.
5.8. Директор школы по результатам контроля принимает решения:
• об издании соответствующего приказа;
• об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
• о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
• о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
• о поощрении работников;
• иные решения в пределах своей компетенции.
5.9. Результаты ВШК оформляют в виде итогового документа: справки, аналитического
доклада.
5.10. Процедура представления результатов ВШК включает:
• ознакомление объекта ВШК (если это физическое лицо) с темой, содержанием и
задачами ВШК;
• доведение до объекта ВШК (если это физическое лицо) информации о результатах.
5.11. По итогам ВШК организуется обсуждение итоговых материалов ВШК с целью
принятия решений о следующем:
• проведении повторного контроля с привлечением специалистов-экспертов;
• поощрении работников;
• привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;
• иных решениях в пределах компетенции образовательной организации.
6. Связь ВШК, ВСОКО и самообследования
6.1. Внутришкольный контроль осуществляется с использованием информации ВСОКО.
6.2. Должностные лица одновременно могут выступать и субъектами ВСОКО, и
субъектами ВШК.
6.3. Информация по итогам оценки содержания, условий реализации и результатов
освоения учащимися образовательных программ используется как средство ВШК.
6.4. Субъекты ВШК организуют подготовку отчета о самообследовании и обеспечивают
его соответствие федеральным требованиям.
7. Документационное сопровождение ВШК
7.1. Документационное сопровождение ВШК в ОО включает следующие организационно распорядительные документы:
- распорядительный акт об утверждении годового плана ВШК;
- план-задание на проведение оперативного контроля;
- итоговый документ: справку, аналитический доклад.
7.2. Документация хранится в соответствии с номенклатурой дел.