Подписано цифровой
МАОУ СОШ №1
МАОУ СОШ подписью:
г.Ивделя
2021.03.15 16:12:40
№1 г.Ивделя Дата:
+05'00'
Принято:
Утверждено:
Педагогическим советом Муниципального Директором
Муниципального
автономного
автономного
" ■ общеобразовательного общеобразовательного
учреждения
средней
учреждения средней общеобразовательной обще образацатудьщ или кол ы №1 г. Педеля
2Q21г ^
школы №1 г. Педеля
Приказ
&А
Протокол № 1 от 15.01.2021г
Ю. А. Погудина
полож ение! !
об оказании логопедичес ко йлфм бщй > :* //
обучающимся Муниципального автономного общеббразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № Т г. Ивделя
1. Общие положения
1.1.
Положение об оказании логопедической помощи обучающимся Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
1 г. Ивделя (далее - Положение) регламентирует деятельность Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
1 г. Ивделя (далее - Организация) в части оказания логопедической помощи обучающимся,
имеющим нарушения устной и (или) письменной речи (далее - обучающиеся) и трудности
в освоении ими основных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных).
1.2.Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая
разработку конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
2. Порядок оказания логопедической помощи в Организации
2.1. Логопедическая помощь оказывается Организацией, а также может оказываться в
рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно
приложению 1 к настоящему Положению. Документация хранится в логопедическом
пункте Организации. Срок хранения документов составляет три года с момента завершения
оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется Штатным расписанием
Организации, исходя из:
1) количества
обучающихся.
имеющих
заключение
психолого-медико
педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по
адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее4- ОВ'З) из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на
20 нуждающихся в логопедической помощи обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее - ППк) и (или) Г1МПК с рекомендациями об оказании психолого- •
педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом) из расчета 1 штатная единица учителялогопеда на 25 таких обучающихся;
3)
количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений
речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителемлогопедом Организации, из расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.1. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения 2 и 3 к Положению).
2.2. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или)
письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или
уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики,
уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду.
После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с
учетом пункта 2.4 П оложения.
2.3. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного
ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа директора
Организации.
2.4. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых
и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.5. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
Организации.
2.6. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ПМПк и результатов логопедической
диагностики.
2.7. Логопедические занятия проводятся в помещении (логопедическом пункте),
оборудованном с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния
их здоровья и отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к
данным помещениям (приложение 5 к Положению).
2.8. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными)
обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная,
организационная и иная.
2.9.
Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации
коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
постоянно действующей консультативной службы для родителей (законных
представителей);
индивидуального
и
группового
консультирования
родителей
(законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов, публикации в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет.
3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования
3.1. Содержание и формы деятельности по оказанию логопедической помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования, определяются учителем-логопедом.
3.2. Учащиеся могут получать логопедическую помощь независимо от формы
получения образования и формы обучения.
3.3. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе общего образования,
определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной
основной общеобразовательной программы и составляет (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) не менее трех логопедических занятий в неделю для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и не менее одного-двух логопедических
занятий в неделю для других категорий обучающихся с ОВЗ;
2) для учащихся, имеющих заключение ПМПк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет (в форме групповых и индивидуальных занятий) не менее
двух логопедических занятий в неделю;
3) для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленных по
итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического
сопровождения, разработанной и утвержденной Организацией.
3.4. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
в 1 (дополнительном)-1 классах - групповое занятие - 35-40 мин., индивидуальное 20-40 мин.,
во 2-11 (12) классах - групповое занятие - 40 мин., индивидуальное - 20-40 мин.
3.5. Предельная наполняемость групповых занятий:
1) для учащихся с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе общего образования, не более 20
человек;
2) для учащихся, имеющих заключение ПМПк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, не
более 6-8 человек;
3)
для учащихся, имеющих риск возникновения нарушений речи, выявленный по
итогам логопедической диагностики, не более 10 человек.
Приложение 1
Документация организации при организации логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.
Приложение 2
Директору МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя
от
(ФИО заявителя полностью)
заявление
Я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
являясь родителем (законным представителем)________________________
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии
с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии / психолого
педагогического консилиума / учителя-логопеда
(нужное подчеркнуть).
20
г. /
(подпись)
/
(расшифровка подписи)
Приложение 3
Директору МАОУ СОШ № 1 г. Ивделя
от
(ФИО заявителя полностью)
Согласие родителя (законного представителя) обучающегося
на проведение логопедической диагностики обучающегося
Я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося)
являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс, в котором обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«___ » ___________20___ г.
_________________ /____________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Приложение 4
Педагогическая характеристика
на обучающегося (ФИО, дата рождения, класс)
Общие сведения:
- дата поступления в школу;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования:
1) класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2) на дому;
3) в медицинской организации;
4) в форме семейного образования;
5) сетевая форма реализации образовательных программ;
6) с применением дистанционных технологий.
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в школе):
переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию
(причины), перевод в состав другого класса, смена учителя начальных классов
(однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт
семьи со школой, обучение на основе индивидуального учебного плана, обучение на дому,
повторное обучение, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных
занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в школе:
1. Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или
название);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы:
(фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку
протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество
деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная
напряженность при необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая,
неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным
снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку,
факты
дополнительных
(оплачиваемых
родителями
(законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,
репетиторство).
4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Характеристики взросления (для подростков, а также обучающихся с девиантным
(общественно-опасным) поведением):
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие
травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции,
перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится
к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на
них);
- характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или
оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько
времени по его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована "на словах");
- самооценка;
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы:____________
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей,
результаты контрольных работ и другое).
_____________20 _ г. / _____________ / _________ ^
______________________
(подпись педагога)
(расшифровка подписи педагога)
Учитель-логопед, принявший обращение:
(ФИО учителя-логопеда)
Результат обращения:
«___ » ___________20___ г.
_________________ /____________________
(подпись) (расшифровка подписи)